Суббота, 20.04.2024, 11:22
Приветствую Вас, Гость
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Создание единого пространства развития ребёнка - тема не новая, устранение противоречий семейного музыкального воспитания и воспитания в ДОУ ключ к решению многих задач стоящих перед музыкальными руководителями.

Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало. В детском саду мы учим  детей вслушиваться в музыку, "купаться" в ней, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. А дома взрослые навязывают ему "современную эстраду", ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей.   
Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

  • уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
  • определить запросы на музыкальное воспитание,
  • готовность родителей к сотрудничеству,
  • провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего и составляет всего 19% опрошенных и 7% из них уже не играют на инструментах. 100% родителей не считают музыку пустой забавой, но в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что музыкой должны заниматься все дети 75% родителей, и 25% что только одаренные дети.  Наверное, и эти же 75% родителей  поют, танцуют и слушают музыку со своими детьми дома. Вопрос - какую музыку?  Популярную и эстрадно-развлекательную музыку слушают 55% родителей, классику 28% и народную музыку слушают всего 4% родителей, остальные10%  предпочитают джаз, рок.

Исходя из анализа  анкет, мы  наметили новые формы и методы их участия в учебно-воспитательной работе  нашего ДОУ  с учетом их личных способностей и умений.

Основной задачей музыкального руководителя является объяснить родителям: 
- что музыка является ведущим видом деятельности дошкольников, 
- что в дошкольном возрасте  все дети должны заниматься музыкой,   
- что музыкальное воспитание в дошкольном учреждении активизирует  не только музыкальные способности, но и всесторонне развивает детей, и родители могут помочь своим детям в этом. 
Прежде, чем приводить в систему работу с родителями мы с методической службой детского сада,  изучили несколько рекомендаций и решили воспользоваться рекомендациями А.Н. Зиминой.

Работа по привлечению родителей в процесс музыкального воспитания в нашем ДОУ проводится в нескольких направлениях:

  • Организационное –

- вводное родительское собрание, на котором родители знакомятся с системой работы музыкального руководителя, требованиями программы,
- проводится анкетирование.

  • Информационное –

- это  консультации для родителей, в которых мамы и папы информируются о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях  в  различных видах музыкальной деятельности;

- выставляются папки-передвижки с репертуаром сменяемость которого происходит каждые 2-3 недели,

- рекомендации по практическому материалу, для того чтобы родители могли разучить песни, игры, танцы с текстами  музыкальные руководители нашего ДОУ предоставляют на группу распечатанный материал в достаточном количестве,

- рекомендации по костюмам, и подготовке к праздникам,

- перечень музыкальных произведений по слушанию.

  • Консультативное –

- это все формы  консультаций (индивидуальные, групповые, практические);

- проведение тематических консультаций,

- организация круглых столов с целью распространения семейного опыта;

- консультации в рамках КП (консультационного пункта),

  • Практико-ориентированное –

- это чаще всего практические занятия:
- школы молодых родителей проводятся по музыкальному репертуару перед утренниками (чаще такие практические занятия проводятся 2 раза в месяц в группах раннего возраста и 1 младших группах); 
- по репертуару праздников для родителей групп старшего возраста(1раз в месяц), 
- консультационный пункт, некоторые беседы и занятия которых проводятся с использованием синтеза искусств( музыки с ИЗО, игра на музыкальных инструментах и способах их изготовления из подручных материалов, игры для развития ритмического, тембрового и динамического слуха).
- дни открытых дверей, в группах заранее вывешивается план с указанием времени посещения и мероприятия,  которые можно посетить;
- встречи с преподавателями музыкальной школы:
- с целью оказания консультативной помощи родителям по развитию музыкальных способностей детей и их интереса к музыке,
- с целью организации концертов с привлечением родителей дошкольников, которые работают в ДШИ.
Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение - без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание.  
Данные анкетирования по итогам года говорят о том , что проводимая работа позволила повысить уровень компетентности родителей в музыкальном воспитании, сделать их активными участниками педагогического процесса.