Музыкальное воспитание в семье
Обучая ребёнка
музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к
музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального
воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном
учреждении, а именно:
· Обогатить
духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке,
передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
· Развивать
музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности
(восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная
деятельность);
· Способствовать
общему развитию детей средствами музыки.
· Если
ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить
основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи
решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность
музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных
кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные
спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями,
расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных
произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и
музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных
способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо
использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать
вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно
связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной
культурой народа.
Если ребёнок слышит
народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается»
народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку
важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её
восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных
музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную
музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует
отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского
восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией,
запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная
по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.
Музыкальное воспитание
в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя
защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
О.П.Радынова.
«Музыкальное
воспитание дошкольников»
Москва 1994.Музыкальное воспитание в семье