Пятница, 29.03.2024, 15:44
Приветствую Вас, Гость
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия?

     Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным  даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе...
         Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников. Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка.
      Мне, как музыкальному  руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что-бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
        Участие воспитателя на музыкальном занятии зависит от возраста детей группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в исполнении всех частей занятия. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить за вниманием всех детей в течение всего занятия. В старшей и подготовительной к школе группах детям предоставляется больше самостоятельности. Но воспитатель показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с детьми (ребенком, у которого нет пары), осуществляет контроль  за поведением детей, за качеством выполнения программного материала.
        Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено разучить новую песню, то спеть ее может сам воспитатель, предварительно разучив ее с музыкальным руководителем. Есть и другой вариант – музыкальный руководитель исполняет песню первым, повторно – воспитатель. На следующее занятие воспитатель исполняет запев, а дети – припев. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкального произведения, которое будет исполнять музыкальный руководитель. Во время исполнения произведения музыкальным руководителем воспитатель следит за вниманием детей. При анализе произведения детьми воспитатель задает наводящие вопросы, помогает детям делать выводы.
       Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;
2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).
Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
   Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Уважаемый воспитатель, представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку.…И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.
А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в моей практике  встречается  существенное количество воспитателей, В ТОМ ЧИСЛЕ И начинающих педагогов, которые не знакомы со спецификой музыкальных занятий.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1.     Воспитатель сидит с безучастным видом;
2.     Воспитатель перебивает исполнение;
3.     Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);
4.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Активность воспитателя зависит от  трех  факторов
1.     От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2.     От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3.     От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:
1.     Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2.     При обучении детей музыкально-ритмическим  движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
3.     Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4.     Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
5.     Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
6.     Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
7.     Знает  приемы кукловождения.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.
Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем
1. Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
1. Знакомство с задачами предстоящих занятий
2. Усвоение репертуара (проверяется, как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
3. Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
4. Продумывание внесения музыки в быт
5. Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
2. Групповые консультации:
1. Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах).
2. Составление сцен праздника.
3. Обдумывание сюрпризных моментов.
4. Обсуждение различных вопросов.
5. Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей).
6. Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию).
7. Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию).
8. Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку).
9. Обучение  воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной. грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее.
10. Обучение приемам кукловождения.
   А так же считаю, пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе, где воспитатель является непосредственным участником. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта, выпускной бал в подготовительной к школе группе и т. д. Но из опыта работы мне известны ситуации между воспитателями, связанные с подготовкой к праздникам, помощи музыкальному руководителю, которые считают, что в их деятельность это не входит. Поэтому хочу отметить что, праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
1.    На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2.    Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
3.    Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4.    При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
5.    Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6.    На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7.    Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
8.    Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
9.    Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
10.    По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
11.    Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
   И напоследок хотелось бы повториться, что значимость проблемы очень весома в настоящее время в дошкольном образовании. Встречается она на мой взгляд довольно часто. Так как пришлось наблюдать это лично. Но к огромному удовольствию хочу отметить, что непосредственно меня данная ситуация не коснулась, так как окружают меня грамотные, ответственные педагоги болеющие за  свое дело.